воскресенье, 16 февраля 2014 г.

История Хардангера

Хардангер – старинный вид крестьянского рукоделия, в котором счетная вышивка сочетается с искусным ткачеством и кружевоплетением.

У исследователей нет единого мнения о корнях происхождения хардангера. Среди вышивальщиц считается, что это традиционная норвежская вышивка. Однако знатоки полагают, что строчевая вышивка берет свое начало в Персии, где в этой технике вышивали цветными шелковыми нитками на тонком шифоне. Уже из Персии вышивка распространилась по Европе и особую популярность приобрела в Италии в виде великолепной прорезной вышивки «ришелье». Дошедшие до нас образцы свидетельствуют о явном влиянии итальянской вышивки «reticella»1 (ришелье). Поэтому, более обоснованной представляется версия о распространении техники «Хардангер» из Европы на север с готовыми изделиями, а также немецкими и итальянскими книгами о вышивании.

Современный вариант строчевой вышивки, известной под названием «Хардангер», приобрел свои характерные черты в XVII веке в селениях на побережье удивительной красоты одноименного фьорда на западе Норвегии. Первые образцы этой вышивки в странах Северной Европы датируются XVII веком, где она претерпела некоторые изменения: так, например, при работе обрезались нитки между разреженными нитями ткани, а при вышивке в квадратах использовались разные варианты швов – штопального, «ромбы», петельного и «паутинка». В северных странах вышивкой «Хардангер» украшались не только скатерти, постельное или столовое белье, но и предметы одежды, фартуки, которые являются неотъемлемой частью бунад – норвежского национального костюма. Самый старый образец вышивки в Хардангере – фартук начала XVIII века. В модели были использованы техники и дизайн, характерные для итальянской вышивки конца XVII столетия.

В середине XIX века популярность хардангера была несколько подорвана индустриализацией и введением дешевых, но низкосортных тканей машинного производства и фабричных ниток, окрашенных анилиновыми красителями. Это совпало и с выходом из повседневного употребления традиционной народной одежды.

Однако, в конце XIX века растущий интерес европейских художников- романтиков к традиционным ремеслам, искусству ткачества и шитья приводит к созданию в Норвегии, Швеции и Германии различных ремесленных союзов. Именно это способствовало увеличению спроса на хардангерскую вышивку, и к 1930 году многие вышивальщицы создавали ручные работы, ориентируясь на неуклонно растущие потребности туристической индустрии.

В 1934 году в Шотландии компания «J&P Coats» совместно с четырьмя школами искусства учредили «Needlework Development Scheme» (NDS) – «Программу развития рукоделия» . Именно благодаря этой программе в 1950-е гг. происходит рост интереса ко всем видам скандинавских декоративно-прикладных искусств. На протяжении этого десятилетия наибольшей популярностью пользовалось строчевое шитье.

Благодаря растущему интересу к народному костюму, наблюдающемуся на протяжении последних десятилетий, хардангерская вышивка переживает сейчас свое очередное рождение. В том числе, и в стране, традиционно считающейся ее родиной – в Норвегии. Индустрия пошива и вышивки «бунад» - возрожденного национального платья – ныне процветает. Отделка хардангером украшает воротнички, манжеты и полочки сорочек, а дополнением к современному народному костюму нередко служит передник. Сохранившиеся в «бабушкином» сундуке фамильные вещи часто комбинируются с новыми предметами одежды. Но если в прошлом вышивка традиционного костюма зачастую носила спонтанный характер, проявлявшийся в самых неожиданных сочетаниях различных узоров, то сейчас его отличает большая продуманность и проработанность каждой детали отделки. Заслуга же в том, что судьба этого ремесла оказалась столь благополучна, безусловно, принадлежит женщинам, которые через вышивку выражают свой творческий потенциал и сохраняют свое искусство, передавая опыт из поколения в поколение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий